Сегодня все более популярно брать машины напрокат


<Сегодня все более популярно брать машины напрокат

Благодаря сравнительно невысоким ценам и доступности этой услуги автопрокат производит впечатление достаточно перспективного направления бизнеса. По оценкам специалистов, общий объем этого рынка в России составляет около $40 млн в год, причем основная его доля приходится на Москву.

Причины, по которым люди берут автомобиль напрокат, бывают самые разные. «В некоторых сервисных центрах очереди на кузовной ремонт могут достигать полугода, - поясняет генеральный директор прокатной компании FreeWay Сергей Кривов. - Поэтому, чтобы не оставаться на столь долгий срок без автомобиля, многие предпочитают брать машину напрокат. Нередко используют аренду и в качестве тест-драйва, чтобы изучить достоинства и недостатки понравившейся модели. А в летнее время многим удобно арендовать машины, чтобы выезжать на дачу».

Людей, которые берут автомобиль во временное пользование, можно условно разделить на пять групп. По наблюдению руководителя управления проката компании «Пеликан-Авто» Игоря Быкова, 43% клиентов пользуются прокатом в связи с временным отсутствием собственного автомобиля, 21% берут машины только на выходные дни, чтобы съездить отдохнуть (чаще всего это актуально в летний период), 13,4% арендует авто только для служебных целей, 5,9% - для облегчения ежедневного передвижения по городу, а остальные - для того, чтобы познакомиться с машиной для последующей покупки. В дальнейшем, полагает Быков, можно ожидать значительного увеличения количества корпоративных заказчиков - организаций, арендующих авто для своих сотрудников.

Впрочем, по поводу перспектив развития российского автопроката у специалистов нет единого мнения. «Рынок близок к насыщению, - считает Сергей Кривов. - Только что созданная прокатная компания может привлечь клиентов только заниженными ценами, что вряд ли позволит ей получать солидную прибыль. В итоге такие фирмы становятся бабочками-однодневками и существуют на рынке не дольше полугода”. В настоящее время в столице зарегистрировано примерно 89 автопрокатных фирм, парк которых, считает Кривов, способен практически полностью обеспечить спрос населения. По наблюдениям маркетолога фирмы «Авента» Татьяны Булгаковой, по сравнению с прошлым годом спрос на прокатные авто упал, что связано и с ростом количества прокатных компаний, и с демпингом цен, и с приходом новых игроков - это автодилеры и автоцентры, которые вводят услугу «подменный автомобиль», уводя у прокатчиков клиентов, арендующих машину на время ремонта своей.

Однако не все согласны с таким утверждением. По мнению Игоря Быкова, размер автомобильного парка в настоящее время составляет 4-6,5 тысячи машин (25-30% из них представлены отечественными марками), что далеко не предел для такого огромного мегаполиса, как Москва. Не говоря уже о регионах, на которые выходит все больше московских автопрокатчиков. В связи с большим ростом спроса на прокатные услуги как давно работающие фирмы, так и только что зарегистрированные имеют хорошие перспективы; по оценкам аналитиков, темпы роста данного сегмента составляют минимум 20-30% в год.

Прошлое и настоящее

Историю российского проката можно условно поделить на два этапа. Первый начался в 1960-е годы с возвращения из США Никиты Хрущева, разрешившего открыть в стране пункты аренды свадебных машин с водителем и прокат авто без водителя для партийной элиты и приезжих иностранных дипломатов. Что же касается второго этапа прокатной истории, то он начался на заре постперестроечных лет, когда одно из подразделений «Интуриста» стало предоставлять эту услугу приезжим иностранцам. Чуть позже, в 1996 году, на российском рынке появилось представительство мировой прокатной системы Hertz. Однако массовый характер прокатный бизнес приобрел лишь после финансового кризиса 1998 года. Тогда отечественные предприниматели обнаружили явный пробел в сфере автоуслуг и к 2000 году активно занялись организацией бизнеса по предоставлению прокатных автомобилей.

Сегодня на российском рынке работают как представительства иностранных компаний, так и российские фирмы, продвигающие собственный бренд. Наиболее распространены автопрокаты, предоставляющие заказчикам автомобили российского производства и иномарки компактного и экономклассов. Кроме того, существует прокат люксовых автомобилей, а также элитных спортивных болидов. «Анализ клиентского спроса показывает, что круглогодично самой большой популярностью пользуются автомобили всего модельного ряда АвтоВАЗа, особенно классические модели 21053, 21074, 21041, - рассказывает генеральный директор прокатной компании «Драйв» Илья Селезнев. - А в фирмах, которые предоставляют в прокат иномарки компакт- и экономклассов, довольно востребованы такие автомобили, как Chevrolet (Aveo, Lacetti), Hyundai Accent, Skoda (Fabia, Octavia), Ford (Focus, Mondeo), Opel (Corsa, Astra), Volkswagen Passat, и другие не менее популярные у россиян марки».

Клиентом проката может стать любой гражданин России или другого государства, достигший определенного возраста (обычно машины дают людям с 21-23 лет, реже - с 25 лет, иногда возрастной ценз напрямую зависит от модели автомобиля). Кроме того, важен и водительский стаж потенциального заказчика. «Одним из обязательных условий подавляющего большинства фирм является наличие у человека опыта вождения не менее года, а нередко и двух-трех лет, - рассказывают специалисты компании «Авента». - Что касается документов, которые необходимо иметь при заключении договора, чаще всего бывает достаточно только общегражданского паспорта с московской или подмосковной регистрацией и водительского удостоверения. Однако нередко компании для надежности требуют и третий документ, в качестве которого могут выступать ИНН, пенсионное страховое свидетельство, банковская карта или (для иностранцев) миграционная карта и виза в паспорте».

Каждая прокатная компания в процессе поиска и обслуживания клиентов применяет различные виды тарифов и залога. Практика показывает, что для привлечения клиентов имеет смысл использовать такие ценовые предложения, как тариф выходного дня, тариф «Рабочая неделя, тариф «На месяц» и другие. «В этих предложениях заложены конкретные скидки на прокат автомобиля, - поясняет генеральный директор компании «Рентмоторс» Евгений Жук. - Нередко применяется накопительная система скидок по дисконтной карте. При этом величина скидки устанавливается от 5 до 15%, причем нередко дисконтные карты действительны на предъявителя, что позволяет постоянным клиентам передавать карты своим друзьям или коллегам по работе». По словам специалиста, в последнее время кроме простой аренды авто у клиентов прокатных фирм становится популярна такая услуга, как подача автомобиля по указанному адресу и аренда авто с водителем.

// Gzt.ru

 

Источник: www.avto-russia.ru

Спонсор: